Исторические заблуждения
Отчего Канарские острова получили свое название?
Обычное объяснение: потому что там много канареек, желтых сладкозвучных птичек, там их родина.
Оттого и носят острова такое красивое имя: Канарекив - "Канареечные".
На самом деле все наоборот.
Древнеримский историк Плиний (I век н. э.), который первым рассказал о них, писал, что эти острова заполонили стаи диких собак. А поскольку собака по латыни - саnis, их стали обозначать на картах, как Канарские - Собачьи.
И только потом с этих островов стали привозить красивых птичек, которых назвали по их родине - канарейками.
Еще одна распространенная ошибка связана с именем Плиния.
В своей "Естественной истории" он описал плачущего во время еды крокодила.
И приписал ему некоторую толику человеческой морали, объяснив эти слезы нравственными муками: вот, мол, жрет, но плачет. От жалости к жертве.
На самом деле эти живоглоты обжоры даже себе в ущерб. От жадности они хватают такие большие куски, что те застревают в глотке. Тогда хищники судорожно глотают воздух, который давит на слезные железы.
Вот и создается впечатление, что крокодил заливается слезами по невинно убиенной жертве.
Существует и другое объяснение: у крокодилов нет потовых желез. Поэтому избыток соли в организме выводится со слезами.
Интересно, а у других рептилий тоже, наверное, нет потовых желез?
Но никто не слышал о ящерициных слезах, или о змеиных.
Не исключено, что и эти объяснения происходения крокодиловых слез - тоже заблуждение.
В официальных переводах Карла Маркса написано так:
"Религия - опиум народа"
|
Много лет спустя после Плиния другая историческая личность, экс-премьер-министр английского правительства Уинстон Черчилль положил начало "холодной войне", заявив:
"От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через всю Европу опустился железный занавес".
Это было в марте 1946 года в Фултоне.
Теперь практически все считают его автором этой метафоры.
Тем не менее история этого выражения довольно длинна.
Еще в 1914 году после того, как Германия, будучи гарантом нейтралитета Бельгии, вторглась на ее территорию, бельгийская королева Елизавета с горечью произнесла: "Теперь между Германией и мною словно упал железный занавес".
Лет через десять британский посол в Берлине, комментируя договор о безопасности, который собирались подписать немцы и французы, сказал:
"Тем не менее лучшей защитой как для тех, так и для других стал бы железный занавес - нейтральная зона, которую не смел бы пересечь никто из них".
Упоминали пресловутый занавес и фашисты.
В феврале 1945 года газета "Дас Райх" напечатала статью под названием "За железным занавесом".
Неделей позже в этой же газете была опубликована речь Геббельса, где он дважды упомянул "железный занавес между Россией и Германией".
Так что выражение это было, как говорится, на слуху, и Уинстон Черчилль не претендовал на авторство.
Просто "холодная война" затянулась на полвека, вот и осталось в памяти цепочка: "холодная война", "железный занавес", Черчилль.
Другое широко известное выражение, которое, кстати, как правило, цитируется неверно:
"Религия - опиум для народа".
Его авторство приписывают Карлу Марксу, и оно действительно в его сочинениях присутствует.
Правда, в официальных переводах Маркса оно звучит так:
"Религия - опиум народа".
Это совершенно точно, я сам проверял.
Но ее автор не Маркс. Автор ее - немецкий писатель Новалис.
Еще в 1798 году он писал:
"Вообще так называемая религия действует, как опий: она навлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу".
Маркс (а может быть, переводчики - до подлинников Маркса я не добрался) произвели только редакторскую правку этого рассуждения, доведя его до чеканного афоризма.
Ничто не ново под Луной!
И даже знаменитое "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" сочинили вовсе не Маркс и Энгельс.
Автор бессмертного лозунга - Карл Шаппер, немецкий революционер, то сходившийся, то расходившийся с отцами-основоположниками учения о диктатуре пролетариата.
Так что прочно забытого сегодня Шаппера вполне можно считать третьим соавтором знаменитого "Манифеста Коммунистической партии", который именно этим лозунгом сотрясал весь мир более ста лет.
"Гнилая интеллигенция" - тоже одно из хлестких выражений революционного словаря.
Даже Василий Иванович Чапаев в фильме своего имени припечатал Фурманова: "Гнилую интеллигенцию поддерживаешь!" - за то, что комиссар спас от командирского гнева двух фельдшеров, отказавшихся экзаменовать на доктора деревенского коновала.
Сейчас уже трудно сказать, было ли это выражение широко употребляемо до знаменитого фильма, или пошло в народ после него.
Считается, что и Ленин, и его соратники очень любили это выражение.
Однако на самом деле (вот бы Чапаев удивился!) автором этого выражения является Самодержец Всероссийский Александр III.
Об этом в своей книге "При дворе двух императоров" пишет фрейлина Анна Тютчева, дочь великого поэта.
История такова. После убийства Александра II народовольцами либеральная пресса стала давать свои мудрые советы новому императору: убийц, дескать, надо помиловать, и тогда преступники от такого великодушия державной власти раскаются, и восторжествует вселенская любовь.
Фрейлина была свидетельницей того, как раздраженный Александр III отбросил кипу "прогрессивных" газет и воскликнул: "Гнилая интеллигенция!"
Будем считать, что так и было.
За исключеним точности цитаты из Карла Маркса, которую я видел собственными глазами, все остальные факты почерпнуты мной из современной прессы, разных оттенков желтизны.
Поэтому вполне может случиться, что и эти "факты" являются новыми заблуждениями.
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|