Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
10.12.2001         N 679   

Суета вокруг вечности


Крупный снимок
Сфинкс в Петербурге
     Говорят, что когда помыли сфинксов напротив Академии художеств, то они оказались естественного розового цвета, поскольку вырублены из египетского туфа именно такого оттенка.
     Не знаю - не видел.
     Но вполне может быть.
     Насколько я помню фотографии и рисунки египетского сфинкса, он действительно не серый, и если не розовый, то, по крайней мере - желтоватый. Как песок.

     Но и изменив цвет на темно-серый, сфинксы Петербурга не утратили ни своего изящества, ни своей загадочности.
     А в чем, казалось бы, дело?

     Считается, что в Древнем Египте сфинкс был символом бога-солнца и мудрого царствования. Поэтому лицам сфинксов придавали портретное сходство с фараонами.
     По крайней мере, так говорит "Иллюстрированный художественный словарь" В.Г. Власова.

     Правда, насчет "портретного" сходства я сильно сомневаюсь. Откуда это известно?
     Фотографии тогда не было, а что касается художественных способностей египтян, то в силу своей невероятной давности проживания они таковых попросту не имели.

     Посмотрите на их рисунки.
     Они не знали даже понятия "перспективы".
     Человеческие фигуры на рисунках плоские, с невероятно вывернутыми головами и конечностями.
     Чтобы найти в них портретное сходство, нужно обладать неограниченным воображением.

     Когда пятилетний ребенок рисует портрет мамы, вы найдете в нем портретное сходство с оригиналом?
     Нет?
     То-то и оно!

     Составлять портретную галерею по изображениям сфинксов все равно, что составлять галерею реальных прототипов по православным иконам: иконы пишутся не по законам социалистического реализма, а по канонам.
     И, несмотря на то, что этим канонам всего две тысячи лет, индивидуальное портретное сходство (если даже оно изначально и было) давно утрачено.

     А сфинксы - значительно старше.
Крупный снимок
Большой Сфинкс

     Так называемому Большому Сфинксу в Гизе (близ пирамиды Хефрена) сорок восемь веков.

     Смысл этого грандиозного сооружения совершенно загадочен для современного человека. Поэтому ему не остается ничего другого, как признать его элементом неведомого религиозного культа.
     Предположим, элементом культа богу-солнцу.

     Но назначение и предназначение сфинкса было забыто не вчера, и не 200 лет назад (во времена Наполеона), а значительно раньше.

     Уже в древнегреческой мифологии, примерно через каких-нибудь две тысячи лет после создания Большого Сфинкса, появилась маловразумительная, почти бытовая история про Сфинкса из Фив.

     Этот Сфинкс (по-гречески Sphinx) имел крылья и женское лицо и бандитствовал у входа в Фивы. А чтобы прикрыть свои меркантильные интересы, прикидывался интеллектуалом и задавал прохожим загадку:
     "Кто ходит утром на четырёх ногах, днём - на двух, вечером - на трёх?"
     Путешествующий люд был непритязателен, высокими материями не интересовался, и сфинкс освобождал Землю от глупцов, а глупцов - от жизни.
     Куда девались при этом материальные ценности путешественников, история умалчивает.

     Когда загадку разгадал прибывший в Фивы Эдип, который отрапортовал любопытному чудовищу, что это человек в детстве, зрелом возрасте и старости, сфинкс бросился со скалы и разбился.
     По другой версии, его убил Эдип.

     В общем-то, происхождение этого мифа понятно.
     До сих пор в Карнаке, на территории древнеегипетских Фив, сохранилась целая аллея сфинксов, как часть сложного и древнего храмового комплекса - древнего даже для древних греков.

Крупный снимок
Аллея сфинксов в Карнаке (Фивы)

     Видимо, загадочность этого пантеона сильно беспокоила греков, вот они и придумали для ее оправдания мрачно-детективный сюжет.

     После этого прошло еще две с половиной тысячи лет, в течение которых про сфинксов практически никто не слышал и не упоминал...


О памятниках:
  Лужков обещал Петербургу памятник ... Лужкову?
  В Петербурге Путин и Кучма открыли ТЭЦ и памятник Шевченко
  "...И где опустишь ты копыта?"
  В Одессе украли Дюка Ришелье
  Михаил Шемякин изваял для Москвы 12 пороков
  Сочинение на тему...


(Продолжение)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya © 2000   

Ревизионный люк по материалам сайта.