Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
29.11.2001         N 674   

Синопское сражение


П.С. Нахимов
     Черные тучи сгустились катастрофически быстро и обложили со всех сторон политический горизонт.
     Начинается в октябре 1853 года война с Турцией, позиция Наполеона III и Пальмерстона делается все более угрожающей.
     И в Петербурге понемногу крепнет сознание, что если турки, а за ними французы и англичане в самом деле подадут вовремя существенную помощь Шамилю, то Кавказ для России будет потерян и попадет в руки союзников.
     Нужного количества войск на Кавказе нет, - это одно.
     А другое: турецкая эскадра снабжает восточное кавказское побережье оружием и боеприпасами.

     Отсюда вытекают два непосредственных задания русскому Черноморскому флоту: во-первых, в самом спешном порядке перевезти более или менее значительные военные подкрепления из Крыма на Кавказ и, во-вторых, обезвредить разгуливающие в восточной части Черного моря турецкие военные суда.

     С 23 октября, все время при очень бурной погоде, Нахимов крейсировал между Сухумом и той частью турецкого (анатолийского) побережья, где главной гаванью является Синоп. Были получены сведения, что турки намерены уже не только переправить горцам боеприпасы, но высадить на кавказском берегу целый десантный отряд.

     Но турки не показывались, и Нахимов подошел к Синопу.
     На синопском рейде стояла турецкая эскадра (семь фрегатов, два парохода, два корвета, один шлюп).


" Участь турецкого флота
решена была
в несколько часов. "

     Положение Нахимова было в этот момент более чем затруднительным. Но он решил со своими малыми силами все-таки блокировать гавань и ждать скорейшей присылки подкреплений из Севастополя.

     Нахимов просил у Меншикова немедленной присылки отправленных для починки кораблей, а также выражал недоумение, почему не присылают ему фрегат "Кулевчи", который "больше месяца" стоит в Севастополе.
     Нахимов, которого упрекали, что он слишком привык к парусному флоту и будто бы недооценил значение флота парового, вот что писал того же 23 ноября Меншикову: "В настоящее время в крейсерстве пароходы необходимы, и без них, как без рук; если есть в Севастополе свободные, то я имею честь покорнейше просить ваше превосходительство прислать ко мне в отряд, по крайней мере, два".
     Нахимов вовремя получил подмогу, и 29 ноября у него было уже шесть больших кораблей ("Мария", "Париж", "Три святителя", "Константин", "Ростислав" и "Чесма") и два фрегата ("Кагул" и "Кулевчи"). Эскадра Нахимова в этот момент могла дать одного борта залп весом в 378 пудов 13 фунтов.
     Орудий у Нахимова было 716, значит, при стрельбе с одного борта - 358. У турок было семь фрегатов, два корвета, два парохода, два транспорта и один шлюп - в общем 472 орудия, то есть с одного борта 236 орудий.

     Нахимов, как только подошли подкрепления, решил немедленно войти в Синопскую гавань и напасть на турецкий флот.

     В Синопе стояла эскадра Осман-паши, который уже с 22 ноября знал, что русская сквера явно сторожит его у самого выхода из Синопского рейда, и 24 ноября отправил очень тревожное донесение в Константинополь, прося немедленно подкреплений. Решид-паша сейчас же сообщил об этом главному руководителю турецкой политики, британскому послу лорду Стрэтфорду-Рэдклифу.
     Но это уже было поздно.
     Даже если бы Стрэтфорд немедленно приказал английскому адмиралу, стоявшему у Дарданелл, идти в Синоп (чего Стрэтфорд делать не имел права), даже если бы адмирал его послушался, - все равно помощь запоздала бы.
     Участь турецкого флота решена была в несколько часов.

     В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у турок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца ХVI века, турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего существования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в день Синопа.
     Осман-паша расположил как бы веером свой флот у самой набережной города: набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собою если не все, то многие береговые батареи. Да и стоявшие на якоре турецкие суда, естественно, могли встретить Нахимова только одним бортом, другой был обращен не к морю, а к городу Синопу.

     В 9 часов утра 30 ноября Нажимов на корабле "Мария" и рядом Новосильский на другом 120-пушечном корабле "Париж", а за ними, в двух колоннах, остальные суди пошли к Синопу.
     В половине первого часа дня раздался первый залп турецких батарей против эскадры Нахимова, входившей на рейд...

(Продолжение)

(Из книги академикаЕ.В. Тарле. Нахимов.
Военно-морское издательство.
Москва, 1950 год.)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya © 2000