"Мертвые души"
(Начало)
"В ворота гостинницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка..."
|
Первое издание
|
Означенный губернский город предусмотрительно зашифрован иностранными буквами, дабы не было убытку жителям, его заселяющим, но вскоре автор дает некоторые наметки на его местоположение.
"Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" - "В Казань не доедет", - отвечал другой. Этим разговор и кончился."
Внимательный читатель, прочитавший уйму литературы того жанра, на который я намекал ранее, сразу же сделает правильный вывод: город NN находится ближе к Москве нежели к Казани.
Провинция, конечно, но не столь уж и глухая: до первопрестольной не так и далеко.
Где-то я читал недавно, что новейшие изыскания дают возможность полагать, что под названием NN скрывается Вологда.
Доказательств этого я не помню, но определенная логика в этом есть: ехал Павел Иванович по своим делам с севера на юг, огибая Москву скорее всего с востока, поскольку западные мужики взяли бы себе за ориентир не Казань, а какой-нибудь другой город.
(Замечу в вкобках, что из приведенного диалога можно сделать и другой вывод: по своим удивительным делам проехал Павел Иванович по губернским дорогам расстояние большее, чем до Москвы, но меньшее, чем до Казани.
Ибо, когда пришла ему пора в спешном порядке город NN покидать, выяснилось, что колесо-то починки требует:
"шину нужно будет совсем перетянуть, потому что теперь дорога ухабиста, шибень такой везде пошел...")
Затем любезный Павел Иванович поистине очаровал всех жителей города NN и начал разъезжать по губернии, скупая товар весьма странного свойства.
Его товарные интересы озадачивали помещиков, приводили в замешательство чиновников, вызывали слухи, сплетни, домыслы, которые в конце концов и привели к форменному бегству его из города.
В то же время мотивы поведения и необходимость сделок подобного рода автором тщательно замалчивались и оставались полной тайной и для читателя.
Разгадку поведения Чичикова Гоголь дает за пять страниц до окончания поэмы.
Итак, в каком жанре написаны "Мертвые души"?
Догадались?
Конечно!
Это - детектив!
Настоящий, классический детектив со всеми атрибутами и признаками лучших образцов этого жанра.
|
В нем есть все, что полагается детективу:
а) обаятельный аферист, пользующийся, как теперь принято говорить, несовершенством законодательства;
б) покойники; покойников, правда, никто специально не убивал, сами померли, но зато их количество наверняка превышает количество трупов в последних, самых крутых детективах современности;
в) соучастники, желающие получить свою выгоду, продавая покойников по сто рублей за душу (Собакевич);
г) свидетели, становящиеся соучастниками из благодушия, вроде Манилова;
д) проницательный почтмейстер (будущий инспектор Лейстред), сразу распознавший в Чичикове легендарного разбойника - однорукого и одноногого капитана Копейкина;
е) недалекая, но себе на уме старушка Коробочка, которая, сама того не желая, подтолкнула следствие к разгадке (будущая мисс Марпл);
ж) и множество других персонажей, которые впоследствии выросли и перевоплотились в известных героев детективных рассказов, романов и повестей...
|
|
Есть даже и погоня, не совсем погоня, но все-таки стремительное бегство Чичикова на самом совершенном транспортном средстве тех времен:
"а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход..."
А теперь скажите, какое может быть продолжение у законченного детектива?
Практически никакого.
|
Для продолжения нужно:
1. или старое жульничество в новых обстоятельствах;
2. или новое жульничество старого героя;
3. или новое жульничество нового героя.
|
|
По первому пункту мне вообще ничего не приходит в голову.
Какое может быть старое жульничество при других обстоятельствах?
Жульничество на то и жульничество, что обыгрывает именно те обстоятельства, в которых оно родилось.
Можно было, конечно, попробовать послать Чичикова в Америку покупать "мертвые души" рабов, но эта идея ни в какие ворота не лезет: там, надо полагать, были собственные хитрецы и собственные методы одурачивания окружающих.
По второму пункту вспоминатся единственный персонаж - Остап Бендер.
Но и тот, несмотря на знание четырехсот способов "относительно законного отъема денег", стал героем всего-навсего двух замечательных романов.
То есть и эта методика имеет существенные ограничения для написания продолжений.
Неудивительно, что главным героем детективов стал в конце концов не жулик и не проходимец, а следователь.
Имея всего-навсего одного героя (Ната Пинкертона, Шерлока Холмса, мисс Марпл, Анастасию Каменскую и прочая, и прочая, и прочая...) можно крутить вокруг них десятки и сотни однообразно-разнообразных представителей преступного мира.
Что сейчас и происходит.
Так что если рассматривать под этим углом Поэму-Детектив Николая Васильевича Гоголя, то замысел второго тома рассыпается мгновенно. Стоит только правильно сформулировать задачу.
Дело только в том, что сто шестьдесят лет назад эту задачу нельзя было сформулировать правильно.
Хотя Гоголь подошел к этому очень близко.
"Предмет "Мертвых душ", - писал он в одном из своих писем, - пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах..."
Трудно сказать, что он имел в виду. Это письмо было написано, когда первый том был готов уже к печати, и Гоголь работал над вторым томом.
Похоже, что мысль о тайне, которую от так опрометчиво раскрыл в первом томе, пришла к нему слишком поздно.
Никакой другой тайны он не сумел выдумать и поэтому направил свои мысли на проповедь самосовершенствования, которую и пытался провести в продолжении "Мертвых душ".
Но задача эта оказалась не по силам ни ему, ни всей последующей русской литературе...
(Продолжение)
Букволюбие и буквомания
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|
|