Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
16.11.2001         N 665   

Арабская аномалия
(идеологические аспекты - II)


(Начало)
     Рассматривая с этой точки зрения нынешний четырнадцатый век арабского мира как период крестовых походов, предпринимаемых по иррациональным, непримиримо-религиозным мотивам, мы практически полностью исключаем все нелогичности и несуразности в поведении его лидеров.
     Начиная от уменьшения своих доходов от продажи нефти и кончая абсолютной анонимностью терактов в Нью-Йорке.

     Действительно, человеку, воспитанному в рациональных правилах современного цивилизованного мира, практически невозможно понять, как можно в течение нескольких лет непрерывно по 10-12 часов в день заучивать Коран.
     А в исламских религиозных учебных заведениях это нормальная практика.

     Современному человеку, имеющему за плечами почти тысячелетний разрыв в развитии религии (христиан по сравнению с исламом), не понять - кому и почему мешают каменные будды, простоявшие тысячи лет, к тому же не в достаточно пустынных районах, где даже и религиозные чувства оскорбить некому.
     А талибам этого и объяснять не надо.

     "Правоверный поймет сам, а неверным собакам и объяснять нечего", - примерно таков мотив принудительной самоизоляции наиболее радикальных исламистов.

     Точно так же, как пятьсот лет назад никому из христиан не нужно было объяснять, почему должны быть истреблены язычники с их идолами, пирамидами и человеческими жертвоприношениями.
     Это было очевидно.

     Поэтому многочисленные ссылки и разъяснения востоковедов и приверженцев "умеренного" ислама на то, что Коран не содержит призывов к терроризму и религиозным войнам - абсолютно несостоятельны.
     Я не читал Коран, но полагаю, что формально они правы.
     Но они читают Коран глазами людей двадцатого века.
     А моджахеды-крестоносцы и террористы-камикадзе - глазами средневекового верующего.

     Библия, прочитанная глазами двадцатого века, тоже не содержит призывов к религиозным войнам.
     Но крестоносцы читали ее в свое время и со своих позиций. И проникнувшись праведным гневом против осквернителей веры, отправлялись за тысячи километров на богоугодные дела.

     И точно так же, как крестоносцы, отвоевывая "гроб Господень", не гнушались малыми и большими грабежами, (а последние крестовые походы только этим и занимались), точно так же, как испанцы, неся слово божие, грабили атцеков, точно так же и исламский "крестовый поход" против неверных не гнушается приобретения некоторого числа материальных благ.

     Вспомните, с чего началось чеченско-российское противостояние конца двадцатого века.
     Не с памятного штурма "гениального" (на букву "Г") полководца на букву "Г" города, с названием тоже на букву "Г".

     Оно началось с постоянных и неостановимых грабежей всех поездов из РСФСР в Закавказские Союзные Республики и обратно.
     Масштаб грабежей был таков, что на уровне правительства СССР рассматривался вопрос о строительстве объездной железной дороги.
     Дорогу, кажется, не построили, но только потому, что у СССР времени не хватило - развалился.

     Это уже потом пошли разговоры об отделении, суверенитете и прочих высоких материях.
     И только потом, после просто высоких материй, дошли до материй высших - религиозного противостояния. Якобы религиозного, потому что религиозного гонения ни чеченских исламистов, ни любых других - не было.

     (Замечу в скобках, что в СССР периода застоя ограничения религиозных отправлений и насаждение воинствующего атеизма можно назвать "гонениями" только с большой долей условности.
     Но даже если и согласиться с тезисом "гонения религий", то атеистическая доктрина не делала различий между разными религиями, поэтому говорить об особых гонениях на ислам нет смысла.
     А российское руководство было так напугано возможными обвинениями в религиозной нетерпимости, что впору было заняться отстаиванием отечественного православия от засилья зарубежных проповедников.)

     А началось все с материй низших, другими словами, с мануфактуры.

     В последние 40-50 лет происходит беспрецедентная экспансия ислама.


" За последний год
в Амстердаме закрыто
три христианских храма
(нет прихожан)... "

     Когда чернокожий боксер, чемпион мира Кассиус Клей принял ислам и превратился в Мохаммеда Али, это воспринималось
  а) как анекдот,
  б) как чудачество великого человека,
  в) как глупость или внезапное сумасшествие.

     Сколько сейчас чернокожих мусульман в Америке?
     Я думаю, что таких данных нет. Не в силу секретности, а просто потому, что никто не интересовался.
     Но я думаю, что много.

     Дело даже не в том, какую именно часть мусульман составляют граждане Америки африканского происхождения. Просто они в силу короткого исторического опыта взаимодействия с христианством оказались наиболее восприимчивы к новым религиозным веяниям. Хотя именно в силу своей исторической молодости (пассионарности по Гумилеву) они могут оказаться наиболее активными проводниками идей ислама, вплоть до насильственных методов их распространения.

     Значительно интереснее, сколько в Америке мусульман неарабского происхождения.
     Знание этого количества (именно в Соединенных Штатах) позволило бы (пусть весьма приблизительно) оценить привлекательность идей ислама среди представителей самых разных наций и национальностей.
     А если учесть повышенный прагматизм американцев по сравнению с остальным миром, то это позволило бы экстраполировать данные о привлекательности ислама в неарабском мире в целом.

     Но полагаю, что таких данных тоже нет. Потому что их получение может наткнуться на возражения в связи с возможными нарушениями в области частной жизни.

     Когда православный священник в России переходит в ислам и подробно объясняет всем и каждому свои мотивы (такой сайт мне встретился в Интернете примерно год назад), он определяется общественностью как
  а) ренегат,
  б) предатель,
  в) псих.

     А сколько народу в России (из числа традиционно христианского или атеистического воспитания) приняло ислам после афганской войны?
     Насколько привлекателен ислам для народа с давними языческо-христианскими традициями, но в то же время давно и постоянно бок о бок (и причудливо переплетаясь) живущим с народами, традиционно исповедующими ислам?

     Нет таких данных.

     За последний год в Амстердаме закрыто три христианских храма (нет прихожан), но в то же время мэрия выделила деньги на строительство мечети...
     Насколько привлекателен ислам для народов, два тысячелетия ковавших свои религиозные пристрастия в тяжелых идеологических боях генеральной линии с ересями, реформациями и конрреформациями?
     Занимается ли кто-нибудь этими вопросами?

     Неизвестно.

     Потому что этим нужно заниматься профессионально, а не так, как это делает, например, информационное агентство "Росбалт", проводящее конференцию по теме "Исламский мир и европейская цивилизация - конфликты и контакты", но заказывающее широкий опрос "Как будут развиваться отношения "Ислам/Христианство"? со следующими вариантами ответов:
   все будет как сейчас,
   западная цивилизация сохранится,
   иным образом,
   ислам войдет в европейскую культуру,
   оба мира погибнут - победит третья сила,
   исламский мир победит.

     Потому что эти бестолковые вопросы даже не определяют временной интервал, в котором "все будет как сейчас" или сроки победы ислама.
     Почему эти "исследователи" решили, что все респонденты будут иметь в виду один и тот же период времени - непонятно.

     "Все будет как сейчас?"
     Когда?
     Безусловно, да, все будет как сейчас. В течение недели.
     Безусловно, нет, все изменится. Лет через тридцать.

     Ни один умный и думающий человек не может выбрать из этого, с позволенья сказать, исследования ни одного варианта:
 все будет как сейчас: - да, в течение месяца,
 западная цивилизация сохранится: - да, в течение десяти-ста лет,
 ислам войдет в европейскую культуру: - да, через сто-двести лет,
 исламский мир победит: - да, через пятьсот лет,
 оба мира погибнут - победит третья сила: - да, через две тысячи лет,
 иным образом: - да, через пять тысяч (миллионов) лет.

     Поэтому результатов опроса я не привожу - интерпретировать их все равно нельзя.

     Таким "исследованиям" - грош цена в базарный день.
     А ведь на результаты своего "опроса" "специалисты" данной конференции будут широко ссылаться и, основываясь якобы на объективных данных, давать рекомендации по межгосударственной политике и разработке стратегии политического развития.

     Чревато это, господа, ох, чревато...

(Продолжение)


Американская трагедия


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya © 2000