Сочинение на тему...
(часть вторая)
(Начало)
...я понял, что место становиться "культовым".
Прошлой весной я снова побывал у "исторического" дома и с унынием обнаружил, что чутье меня не подвело: на углу дома установили помпезную мемориальную доску.
Я не знаю, что именно на ней написано.
Думаю, нечто вроде:
"В каморке под крышей этого дома в 1865-66 годах от агентов царской охранки скрывался В.И.Ленин"...
То есть, разумеется, Родион Раскольников... Потому что Ленин еще не родился.
Грустные мысли посетили меня при виде этой доски.
Я не зря вспомнил Владимира Ильича, и не только потому, что подобные мемориальные доски встречались мне во множестве в нашем городе.
Раньше мемориальные доски и памятники было принято устанавливать историческим личностям, например, Ленину. Ведь с какой стороны не посмотри, а Ленин был исторической личностью.
Если посмотреть со стороны правоверного коммунизма: борец за народное счастье.
Если посмотреть со стороны оголтелого антикоммунизма: интриган, ввергнувший страну в хаос гражданской войны.
Но так или иначе - личность историческая. Неисторические личности войн не затевают.
Вообще историзм личности определяется, как правило, количеством погубленных неисторических личностей, которые в историю попадают исключительно в виде цифр: "потери Советского Союза во второй мировой войне составляли двадцать миллионов" неисторических личностей.
Так что Раскольников со своими убиенными старушками под звание "исторической личности" никак не попадает.
И шикарная памятная доска на "его" доме - нелепа.
"А как же, - спросите вы меня, - вы относитесь к памятникам Петербурга неисторическим личностям, недавно установленным в Петербурге: Городовому, Фотографу, и даже частям неисторических личностей: "носу майора Ковалева" - или и вовсе неисторической личности - Чижику-Пыжику?"
А хорошо отношусь!
И Фотограф, и "нос майора Ковалева", и Чижик-Пыжик (которого я искал полчаса, уж очень он маленький!), и (думаю, потому что не удосужился посмотреть) Городовой - установлены без помпезности, как милый пустячок, как домашняя достопримечательность, вроде детской фотографии в панталончиках с кружавчиками престарелой хозяйки на стене старого дома.
Какое время - такие и памятники.
Как от Великой Римской империи с ее Триумфальными арками и многочисленными статуями различным цезарям осталась несколько суматошная Италия, которая за сорок лет пережила (но, заметьте, пережила!) четыреста правительственных кризисов, так, похоже, и от великой Российской империи с ее Триумфальными арками и памятниками многочисленным тиранам остается небольшое государственное образование с памятниками Чижику-Пыжику и некоторым частям человеческого организма.
Это печально, и даже прискорбно, но лучше иметь один памятник Чижику-Пыжику, о котором знают все, чем сто пятьдесят мемориальных досок политическому деятелю, о котором все забыли.
Что же касается "убивца старушек" с его памятной доской, то она нелепа еще и потому, что на самом деле поисками, как говорят педагогические штампы, своего места в жизни занимался не студент Раскольников, а непосредственно Достоевский.
А раскаялись ли студенты Чистов и Данилов, которые совершили аналогичные преступления непосредственно в период написания романа, история нам не донесла.
Да и то сказать, если каждый студент начнет искать свое жизненное предназначение с помощью топора и старушек, то устанавливать всем и каждому мемориальные доски - мрамора не хватит.
Некоторое время назад я прочитал, что все стены лестницы, ведущей в "каморку Раскольникова" исписаны его фанатами.
Изумление мое по этому поводу было значительно больше, чем удивление темой сочинения, с которого я начал это повествование.
Не означает ли это, что нам надо ждать сильного всплеска специфических преступлений? Ведь, например, футбольные фанаты не только разрисовывают свои физиономии цветами любимых клубов, но и лупят таких же фанатов другого цвета?
А также совершают множество "других противоправных действий и актов неоправданного вандализма" (цитата не помню откуда).
А разве вандализм может быть оправданным? Например, взорванные каменные будды, которые стояли тысячи лет и никому не мешали. Это - оправданный вандализм?
Тоже фанаты действовали - недоучившиеся студенты, ревнители чистоты своего фанатского клуба.
Но милицейская статистика никакого увеличения "новых Раскольниковых", к счастью, не заметила.
Можно надеяться, что все новообразованное фанатство ограничится мелким пакостничеством на отдельно взятой лестнице отдельно взятого дома.
Ибо фанатам глубоко наплевать на моральные мучения несчастного человека.
"Мы с тобой, Родя!" - фамильярно похлопывают они его по плечу, не думая и даже не догадываясь, что своим романом Достоевский призывал их именно к этому: думать.
О Достоевском:
"Идиот"
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|