Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
05.05.2001         N 540   

Рассуждения по поводу...
(пешком по городу)


     В Петербурге на Выборгской стороне есть садик имени Карла Маркса.
     Именно садик, а не сад. Всегда так назывался. Почему - неясно, потому что, скажем, Таврический сад это Таврический сад, хотя по размерам не больше нашего садика.

     Этот садик в просторечии всегда назывался "садик Кырлы-Мырлы". Почему - опять же неясно, потому что сквозь него проходил проспект Карла Маркса, который никогда не был проспектом Кырлы-Мырлы.
     В самых конспиративных или вольтерьянских диссидентских разговорах проспект называли старым именем - Сампсониевский. Но это редко. Вплоть до перестроечных времен его старое название не было широко известно и популярно.
     В отличие от Гороховой улицы, которая, несмотря на официальное название "улицы Дзержинского", всегда опознавалась и по старому названию.


" По некоторым слухам,
в Сампсониевской церкви
Петр Первый венчался
с Мартой Скавронской. "

     А вот садик называли "Кырлы-Мырлы" совершенно без всякой инакомыслящей бравады. Имя у него такое было.
     Говорили, что в шестидесятых годах в нем еженедельно собирались коллекционеры нагрудных значков и знаков, у которых можно было выменять или купить любой значок, причем слово "любой" старательно подчеркивалось. Никогда не интересовался - почему. И более того, несмотря на некоторое влечение к этому виду собирательства, я ни разу в жизни на этих сборища не попадал.
     Возможно потому, что мои миграционные пути того времени находились в стороне от этих мест.

     Когда переносили-перестраивали Гренадерский мост, через садик проложили новую улицу, отчего он еще более съежился и превратился из садика в проходной сквер.
     Теперь, разумеется, проспект снова называется Сампсониевским, а садик - не знаю как.
     Думаю, что так и остался.

     Сампсониевскую церковь, которая стоит на Сампсониевском проспекте в торце Сампсониевского переулка, недавно окончательно отреставрировали и сделали в ней филиал Музея истории Петербурга.
     А также отреставрировали двухэтажный дом напротив, причем по его внешнему виду выяснилось, что это не просто контора автобазы, а почти архитектурный памятник восемнадцатого века. Возможно, в то время в нем жил настоятель церкви.

     По некоторым слухам, в Сампсониевской церкви Петр Первый венчался с Мартой Скавронской.
     Слух этот весьма распространен, хотя на церкви висит доска, на которой написано, что она заложена через два года после смерти Петра.
     Слухам это не вредит: мне доводилось читать, что Петр на самом деле венчался не конкретно в этой церкви, а в церкви, которая раньше была на ее месте.

     Лично я думаю, что это вранье: зачем бы Петру ехать венчаться в места, которые были захолустьем вплоть до середины двадцатого века?
     Его градостроительский интерес был направлен на Васильевский остров и левый берег Невы. Неужели нельзя было обвенчаться где-нибудь там?

     А Сампсониевская церковь имела чисто утилитарное назначение - это кладбищенская церковь. Потому что уже при Петре практически вся Петровская набережная была сразу же застроена рабочими слободами, а народишко мер без числа и счета, вот и определили ему место успокоения поблизости - через Невку.

     При Анне Иоановне кладбище было еще действующим, но к концу восемнадцатого века правый берег Невки (Выборгская сторона) уже активно осваивался под огороды.

     А в девятнадцатом - на их месте стали строить заводы и фабрики: Русский Дизель, "Компрессор", Красная нить, Красная Заря...
     Названия я привожу современные: "Красными" они стали после 17-го года, но фабрики все старые, притом более-менее активное строительство новых корпусов началось только в семидесятых годах двадцатого века.

     Киношный Максим из знаменитой трилогии с криком "Наших бьют!" бежал во главе рабочей толпы именно от ворот "Русского Дизеля", а в следующем кадре вступал в схватку с полицией где-то очень далеко от этого места.
     Эта монтажная нестыковка мне всегда ужасно резала глаз.

     В конце концов, кладбище закрыли, а потом и вообще снесли, и теперь немногочисленные гуляющие ходят поверх безымянных останков первых строителей города.

     Судьба наша такая: живем, суетимся, строим крепость, столицу, коммунизм, а лет через двести будем шелестеть травинкой под ногами праздной публики...
     И ничего не попишешь.


А также:
К вопросу о мифологии...
"Мосты повисли над водами..."


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya © 2000