Активность господина Аксененко на Дальнем Востоке в этом году достигла невиданных размеров.
Двадцать третьего января он радостно заявил, что
Россия планирует строительство туннеля к острову Сахалин, который впоследствии докопают до Японии и пообещал уже в октябре начать это строительство.
Буквально через месяц, двадцать шестого февраля он в составе официальной делегации подписывает в Корее договор о строительстве железной дороги в Корее.
"По подсчетам специалистов, - сказал Путин, - это сократит доставку грузов с Тихоокеанского побережья в Европейскую часть России с тридцати пяти дней (морем) до тринадцати."
"Специалистами" Путин, видимо, назвал именно г-на Аксененко и его МПС.
Строить железные дороги - дело, несомненно, хорошее.
Только я не совсем понимаю, на чем МПС собирается возить эти самые дальневосточные грузы, если (по их данным) подвижной состав изношен до предела, а МПС вбухивает миллионы в
мероприятия сомнительной эффективности.
Это один вопрос.
Но есть и другой.
Ровно сто лет назад Россия уже строила в тех местах железную дорогу.
Называлась она Китайско-Восточной железной дорогой и известна широкой публике, главным образом, в словосочетании "конфликт на КВЖД".
Что это была за дорога, зачем она понадобилась и что за конфликт вокруг нее развернулся я попросил рассказать специалиста по истории Дальнего Востока Евгения Крылова (см. статью "Блюхер в Китае"
).
|
|
Вполне возможно, что мои знания не совсем точны, но с КВЖД дело обстояло примерно так. Постоена она была в начале XX века (с 1897 по 1903 год) и включала в себя не только железную дорогу через Маньчжурию, но также и Корейскую ее часть, так называемое ЮМЖД (Южно-Маньчжурская Железная Дорога).
Эта часть была у России отнята после Русско-Японской войны 1904-1905 годов вместе с Кореей, попавшей под протекторат Японии.
КВЖД проходила от Сретенска (близ Читы) до Владивостока с центром в Харбине. Там же было и все управление Дороги и центр по ремонту путей и подвижного состава. Дорога управлялась вольнонаемными служащими, которые после революции получили гражданство РСФСР. Большинство были русские, были и выходцы из центральных областей России и с Украины. Это я отметил к тому, что рабочих-китайцев, а тем более служащих почти не было. Юрисдикция прав России (РСФСР) на КВЖД была подтверждена уже после революции соотвестствующим договором с правителем Манчжурии маршалом Чжан-Цзо-Лином.
(Замечу в скобках, что фактическим правителем был генерал-лейтенант японской армии Доихара - глава военной разведки квантунской армии (повешен по приговору суда после 1945 года, как военный преступник). Конечно, формальный правителем Манчжурии был император Маньчжоу-Го. Но у него власти не было совершенно никакой - правил его командующий войсками - маршал Чжан-Цзо-Лин. А им уже управлял Доихара.)
Доихара полностью контролировал ситуацию в Маньчжурии, в том числе и
русские белоэмигрантские организации. Надо сказать, что эмигрантов в
Маньчжурии оказалось очень много, почти все, кто ушел после поражения белого
движения на Дальнем Востоке. Дальше - в Америку и Японию - перебрались считанные единицы. Практически все эмигранты были ярыми антисоветчиками. Из наиболее известных - атаман Семенов и Родзаевский (основатель Русской Фашистской Партии). Из ушедших с Семеновым казаков многие поселились прямо по Амуру, в приграничной полосе. И война с ними на Дальнем Востоке практически не прекращалась.
В 1927 году в результате железнодорожной катастрофы (как потом доказало
послевоенное расследование - подстроенной японцами) погиб правитель
Маньчжурии Чжан-Цзо-Лин. И на его место пришел его сын Чжан-Сюе-Лян. Он был
очень молод и все решения принимал, только "посоветовавшись" с Доихарой.
Истоки конфликта КВЖД точно неизвестны.
Формальным предлогом послужило якобы ведение подрывной работы среди китайцев служащими КВЖД, но доказательств этого представлено не было.
Скорее всего этого и не было - это направление тогда не входило в сферу приоритетов советской разведки и Коминтерна.
Тем более, что тогда в Союзе было очень
мало специалистов по Китаю. Не только в политическом смысле, но и ученых-этнологов, экономистов и других, кто бы профессионально занимался Китаем.
Поэтому скорее всего этот конфликт не имел под собой достаточных оснований и является откровенной провокацией.
Сказал ли Доихара "Фас", неизвестно, но зная его характер, можно почти не сомневаться.
Так или иначе, но в июле 1929 года белогвардейцы разгромили советское консульство в Харбине и Управление Железной Дороги, в том числе понес ущерб и подвижной состав и оборудование. Чуть позже к белогвардейцам присоединились полицейские Чжана.
Было арестовано более 200 советских граждан КВЖД и 35 человек депортировано в СССР. Некоторая часть арестованных совслужащих попала в сециально построенный концентрационный лагерь, и
какое-то число было убито.
Японцы делали вид, что соблюдают нейтралитет. Дорога была якобы национализирована Китаем. СССР сначала пытался решить вопрос дипломатически - ноты протеста, обращение в Лигу Наций, но это все результата не дало. Тем временем китайцы и белогвардейцы активизировались и на границе - нападения на пограничные посты, нарушения границы.
Вероятно, Доихара грезил о начале большой войны против СССР, фактически о продолжении русско-японской и мировой войны.
(Окончание)
Еще про железные дороги:
20.09.1999 - 161. Вице-министр
12.10.1999 - 177. Столица нашей Родины
10.11.2000 - 411. Хорошие новости от "Атланта" (вторая новость)
26.01.2001 - 471. "Железнодорожная мафия - бессмертна"
29.01.2001 - 473. "Идиот" (о вокзалах)
13.03.2001 - 506. Противозаячья оборона
19.03.2001 - 510. Противозаячья оборона (часть вторая)
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|