У черта на Куличках
(продолжение)
(Начало здесь)
Когда дремучий и могучий богатырь студеных стран России -
хвойный лес - ослабевает в силах растительных, в нем местами
являются прогалины, плешины, поляны. Здесь растет
торопливо, сильно и густо трава с цветами всякого вида
и ягодами всякого рода в изобилии. Эти лесные острова и есть
"кулиги".
Дикие инородцы, у которых все боги злые и немилостивые,
признавали такие редкие места за жилища старшего керемети.
А так как и его тоже, что и старшин, и всякое начальство,
надо умилостивлять приношениями ценного и приятного, то в
таких местах собираются до сих пор приносить керемети жертвы.
Колют оленей, овец, телок, жеребят; наедаются досыта и напиваются
допьяна, поют и скачут. Другого применения этим кулигам дикие
звероловы не могли придумать. Пошумят, поломаются, обманут совесть
и разойдутся по лесным трущобам, чтобы не сердить и не
беспокоить Бога. Его это место: оно им зачуровано и потому
для всех свято.
Когда пришел сюда же русский человек, то он сейчас вспомнил,
что от перегноя трав на этих местах самая плодородная почва, которую
любит и рожь, и ячмень. Тут он и поставил избу и приладил крест.
Кереметь испугалась, отступилась и ушла с того места прочь.
А так как русские люди тянулись сюда, по своему
обычаю и привычке, целыми артелями, лесные же деревья тоже размножались
и жили плотными общинами (сосна - так кругом сосна, ель - так все ель),
то переселенцам и пришлось немного призадуматься.
Непролазные леса в этих суровых местах на кулиги неохотливы,
легче им жить плотной стеной. Полян, то есть травяных островов,
или безлесых равнин, в них немного, - все больше сырые болота,
где хорошо живется только одним чертям, да и из них подбираются особенные -
водяники: нагие, все укутанные в тину, умелые плавать на колодах,
целый день жить в воде и показываться только ночью.
Задумываться, однако же, пришлось недолго таким людям,
которые пришли в дремучие леса с сохой, топором и огнивом;
начали они рубить деревья топором под самы корень, валить
вершинами в одну кучу и в одно место и жечь. Стали выходить искусственные
поляны, как места для жильев и пахоты; звали их назади,
когда врубались в покинутые леса, "лядами, лядиками, огнивищами".
Это в западных лесах.
В северных лесах, когда начали валить их,
углубляясь в чащи с речных и озерных побережьев, прозвали таке
же новые места и валками, и новями, и новинами, и гарями, и росчитями,
и пожегами, и подсеками, и починками. Чем дальше заходили вглубь,
тем больше растеривали и забывали старые слова и все такие "чищобы"
под пожню (для травы) и под пашню (для хлебов) стали звать чужим и
готовым словом "кулиги". Так и осталось оно за ними на всем огромном
востоке России, и выражение "кулижное хозяйство" принято теперь
учеными людьми для пользования в книгах и пущено в ход в их сочинениях.
Для хлебопашца в лесах это единственный выход и исключительный способ,
отчего, как убеждается читатель, и такое множество синонимов на одно и
то же слово, обозначенное в старинных актах общим именем "на сыром корени".
"Да то все управит мати божия, что есть беды принял о месте сем!" -
воскликнул святой и смиренный Антоний Римлянин, один
из первых насельников новгородских кулиг и покорителей северных суровых стран.
(Из книги "Крылатые слова" по толкованию С.Максимкова. "Русский купец" и "Братья славяне" из Нижнего Новгорода. 1994. Перепечатка книги конца XIX века.)
Начало
Окончание
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|