Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
15.10.2000         N 392   

Потрясение светлым будущим
Алексрома


     В 1970-м году вышла в свет книга Алвина и Хейди Тоффлер "Future Shock" ("Потрясение будущим"), которая моментально стала в Америке национальным бестселлером. В этой книге авторы пророчески предсказывали скорое окончание холодной войны и победное наступление вслед за ней информационной эры.


"Какое будущее готовят нам технократы? Будущее в ядовито-розовых тонах. Утопия, доведенная до технического абсурда."

     В сентябре 2000-го года американский журнал Business 2.0 решил отметить юбилей "Потрясения будущим" очередным прогнозом на следующие 30 лет и привлек для этих целей как самого Тоффлера, так и целую группу экспертов, составленную из 25 выдающихся бизмесменов, политиков, шоу-менов, культурологов, социологов, инвесторов, бизнес-консультантов, ученых, изобретателей и аналитиков.

     Таким образом, перед нами не просто горстка мечтателей, но мощный конгломерат людей, держащих в руках технологические и финансовые ключи от будущего. По выражению Алана Кайе из лаборатории Xerox PARC, "самый надежный способ предсказать будущее - это создать его". И эти люди не бросают футуристические прогнозы на ветер, они исходят из проектов, которые сегодня находятся на стадии разработки, а через несколько лет будут запущены в массовое производство.

     Какое будущее готовят нам технократы? Будущее в розовых тонах - неточно сказано. Скорее, в ядовито-розовых. Утопия, доведенная до технического абсурда. Итак, приступим к сочинению на тему "Как я провел лето 2030-го года".

     В отличие от радужных прогнозов проникновения в микрокосм, перспективы освоения космического пространства не рисуются столь захватывающими. Полеты к дальним звездам, которыми грезили фантасты всего мира в середине 20-го века, в ближайшие 30 лет вряд ли осуществятся. Космическая техника будет выполнять роль беспроводного коммутатора для планетарной кибер-сети. В качестве спутников связи будут использоваться все те же сверхминиатюрные нано-компьютеры, распыляемые в космосе в миллионных количествах.


"Вероятнее всего, деньги потеряют свою значимость как средство обращения... "

    Благодаря генной инженерии, клонированию и виртуальному моделированию, человек сможет не только обеспечить вечную жизнь всем ныне живущим, но и воплотить в жизнь доктрину столетней давности, - оживить умерших людей. По утверждению Роба Глейзера, пионера мультимедийной технологии в ближайшем будущем будут возможны ток-шоу с участием возвращенных к жизни мыслителей и политических деятелей. Представьте себе, например, шоу, в котором оживленные Мария Антуанетта, Карл Маркс, Авраам Линкольн и Никита Хрущев будут обсуждать достоинства и недостатки американской демократии в условиях глобальной сети.

     Понятие "человеческой личности" приобретет иное содержание, так как любой человек в глобальной био-сети сможет стать любым другим человеком, группой людей или всеохватывающим коллективным сознанием.

     Виртуальная реальность в 21-м веке будет существовать не в комптьютере, а непосредственно в голове человека. Внедренные в мозг наноботы, о которых говорилось выше, позволят подавлять сигналы, поступающие через органы чувств человека из реального мира, и заменять их на сигналы, соответствующие конкретной обстановке виртуальной реальности. Принципиальная возможность таких манипуляций сознанием доказана учеными из Института Макса Планка в Германии, которые разработали "нейронный транзистор".

    


"Что касается развлечений будущего - то даже страшно подумать, до чего могут дойти изощренные виртуальные гедонисты. "

Таким образом, у человека будет полное ощущение присутствия в другой реальности. Мы сможем не только увидеть и услышать виртуальную реальность, как сейчас мы видим ее на экране монитора и слышим через динамики, но и ощутить всеми органами чувств - потрогать, понюхать и "попробовать на зуб". При этом беспроводное соединение мозговых наноботов всех людей в единую сеть обеспечит возможность существования единой реальности, в которой виртуальные люди - электронные модели реальных людей - смогут встречаться и общаться между собой. Например, случайно встретившись со своим другом в виртуальной реальности на какой-нибудь планете X, вы можете договориться встретиться c ним через два часа в реальном сквере напротив вашего дома.

     Или, наоборот, познакомившись с девушкой на улице, вы можете назначить ей свидание в виртуальном ресторане "Арарат" на одноименной виртуальной горе. Понятно, что при этом вам не придется расплачиваться за виртуальное шампанское реальными деньгами. Вероятнее всего, деньги потеряют свою значимость как средство обращения и будут заменены чем-то иным, более ценным для информационного общества, чем кусочки бумаги, номинально обеспеченные "драгоценными" металлами.

     Один из главных показателей качества жизни человека - процент времени, которое он может посвятить своим увлечениям и развлечениям. В ближайшем будущем жизнь будет избавлена от повседневной рутины. Мелкие хозяйственные дела, типа стирки, готовки и уборки, которые до середины 20-го века выполнялись женщинами, а сейчас во многом переложены на бытовые электроприборы, будут осуществляться многоцелевыми роботами.
     Эффективность труда будет определяться не столько экономическими выгодами, сколько количеством затрачиваемого времени. Время, похоже, станет в будущем всеобщей ценностью в силу того, что в пределах планеты оно обладает универсальной плотностью.

     Что касается развлечений будущего - это столь богатое поле для фантазии, что даже страшно подумать, до чего могут дойти изощренные виртуальные гедонисты. С уверенностью можно утверждать только то, что техника будущего даст человеку возможность не только полнокровно наслаждаться виртуальной реальностью, но и "залезть в шкуру" другого человека, как это было продемонстрировано в фантастическом фильме "Внутри Джона Малковича", чтобы испытать все, что испытывает реципиент. Можно легко себе представить, например, кино будущего: зритель сможет выбрать себе любого актера из просматриваемого фильма и непосредственно переживать эмоции, которые вкладывает актер в своего героя.

     Разумеется, для управления новым обществом понадобится новое правительство.   В глобальной электронной сети географические различия имеют минимальное значение, поэтому общество будущего, объединенное такой сетью, будет управляться органами, сформированным по признаку общности интересов. Например, та или иная религиозная группа будет иметь единое правительство, юрисдикция которого будет распространяться на всех членов группы независимо от места их проживания, а в отдельно взятом городе будет действовать множество правительств "по интересам", не подчиненных одному общему центру. Таким образом, неминуемо произойдет эрозия национальных границ по примеру того, как это сейчас происходит в странах Европейского Сообщества.


Ретроспективная перспектива (комментарии)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2000
Designed by Julia Skulskaya © 2000