Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
06.01.2000        N 229    

Разговор со Стругацким


    Слава Интернету!
    Каким бы образом я мог бы побеседовать с любимым писателем в старые (доинтернетовские) времена?
    Сходить на "встречу с авторами"? Они были редки и нерегулярны, да и какое общение может быть между сидящим в зале и стоящим на сцене? Практически никакого.
    Написать письмо? Во-первых, без гарантии, что оно дойдет, и во-вторых, что не затеряется в мешке ему подобных.
    А на сайте "Русская фантастика" - не затерялось.
    Более того, редактор разбил его на части, и получился настоящий диалог.
    Не могу удержаться и не похвастаться.

    Уважаемый Борис Натанович!
    Я хотел бы возразить Вам по поводу того, что 10 заповедей не предназначены для хомо сапиенс.
    Напротив, только для него они и предназначены!
    Другое дело, что - практически невыполнимы.

    Собственно, только это я и имел в виду. Представьте себе заповедь: "Не дыши весь день субботний" Или, например: " Не бурчи кишками в храме божием".

    Обезьянам не нужна заповедь "не убий", они не убивают себе подобных.
    Похоже, что страсть к внутривидовому убийству человек получил одновременно с тем, что мы называем "разумом"

    Насколько я знаю, обезьяна - существо как раз весьма агрессивное и вполне способное на убийство себе подобных.
    Что же касается связи разума с агрессивностью, то здесь возможны разные варианты и все они - одинаково малообоснованны.
    Что такое разум, не знает толком никто. Мы толком не знаем даже, чем разумное существо отличается от неразумного.
    В частности, вполне можно предположить, что разум есть "способность индивидуума поступать вопреки требованиям инстинкта", и тогда Ваша гипотеза полностью оправдывается: инстинкт протестует против убийства себе подобного, разум же помогает преодолеть этот внутренний протест (через посредство таких понятий, как "смысл", "целесообразность", "предвидение последствий" и пр.).

    Точно также, как выведенная порода дружелюбных к человеку волков, называемых ныне собаками, вместе с дружелюбием получила хвосты колечком.
    Это не анекдот.
    Попытка вывести путем селекции породу дружелюбных чернобурых лис (с чисто прагматическими целями - легче содержать) привела к аналогичному результату - у них стали загибаться хвосты!
    Если уж свойство характера животного настолько сильно связано с формой его хвоста, то почему бы не предположить, что другое свойство характера - "разум" (гипертрофированная сообразительность) не связано столь же сильно с агрессивностью?
    Отчасти эту мысль (в противоположном направлении) разрабатывает Лем в "Возвращении со звезд", хотя и в значительно смягченном варианте - уничтожение агрессивности приводит лишь к утрате способности к самопожертвованию. А не "разума".
    А вот в Вашем творчестве Вы этот вопрос вроде бы и не рассматриваете.
    Он Вам не интересен? Или по другим соображениям? Или я просто что-то упустил или попросту забыл?

    Это лишь один из МНОЖЕСТВА вопросов, которые нас интересовали, конечно, но не настолько, чтобы специально о них писать.


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2000
Designed by Julia Skulskaya © 2000